|
Сказка ложь, да в ней намек... | 3:20 PM |
Сейчас (впрочем, как и раньше) много говорится о плохом воспитании, о том ,что современные примеры для подражания отнюдь не блещут моральными качествами. Игнорируя поднадоевшие вздохи «а вот в наше время», решил совсем бегло пробежаться по классике, по старым сказкам, по детскому фольклору.
Сказка – ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок.
Вот и посмотрим, какие уроки могли извлечь добры молодцы из старых сказок.
А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане»
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрыпела, И в светлицу входит царь, Стороны той государь. Во всё время разговора Он стоял позадь забора; Речь последней по всему Полюбилася ему.
Ну что можно сказать… Даже если ты и царь, то подслушивать чужие разговоры все-таки полезно. А как же иначе узнать, что делается в государстве, о чем говорят у тебя за спиной? Конечно, и тайная полиция и сыск тоже нужны, но и самому взяться за грязную работенку порой не грех. Иван-царевич и серый волк
«Серый волк и говорит: - Слушай меня, Иван-царевич, запоминай: полезай через стену, не бойся - час удачный, все сторожа спят. Увидишь в тереме окошко, на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит Жар-птица. Ты птицу возьми, за пазуху положи, да смотри клетки не трогай! Иван-царевич через стену перелез, увидел этот терем - на окошке стоит золотая клетка, в клетке сидит Жар-птица. Он птицу взял, за пазуху положил, да засмотрелся на клетку. Сердце его и разгорелось: "Ах, какая - золотая, драгоценная! Как такую не взять!" И забыл, что волк ему наказывал. Только дотронулся до клетки, пошел по крепости звук: трубы затрубили, барабаны забили, сторожа пробудились, схватили Ивана-царевича и повели его к царю Афрону».
Далее уже по накатанной, царь Афон отправляет Иван-царевича за конем к царю Кусману. Незадачливый царский сын и здесь лажанулся. Кусман отправляет его за Еленой Прекрасной. Т.е. никого не волнует, что царский сын стал на путь откровенного воровства. Это норма для царей. А почему бы не воспользоваться этим и для себя, - думают они и отправляют Ивана-царевича воровать дальше. По щучьему веленью
«Жил-был старик. У него было три сына: двое умных, третий — дурачок Емеля. Те братья работают, а Емеля целый день лежит на печке, знать ничего не хочет. Один раз братья уехали на базар, а бабы, невестки, давай посылать его: — Сходи, Емеля, за водой. А он им с печки: — Неохота... — Сходи, Емеля, а то братья с базара воротятся, гостинцев тебе не привезут. — Ну ладно».
Образ везучего лодыря вообще популярен в сказках. Очевидно, те, кто рассказывали сказки, и сами полеживали на печи, пока за них кто-то горбатился в поле.
А.С.Пушкин «Сказке о Попе и о его работнике Балде»
Начинается так:
Поп ему в ответ: "Нужен мне работник: Повар, конюх и плотник. А где найти мне такого Служителя не слишком дорогого?” Балда говорит: "Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу.
И страшная кара ожидает непредусмотрительного и алчного попа к концу сказки:
Бедный поп Подставил лоб: С первого щелка Прыгнул поп до потолка; Со второго щелка Лишился поп языка; А с третьего щелка Вышибло ум у старика. А Балда приговаривал с укоризной: "Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной”.
Перечитайте внимательно, что случилось с несчастным стариком. Не жестоко? А ведь Балда, как видно, все продумал заранее.
Порой незатейливая простота дурных поступков в сказке поражает:
Жил-был мужик. У этого мужика был кот, только такой баловник, что беда! Надоел он до смерти. Вот мужик думал, думал, взял кота, посадил в мешок и понес в лес. Принес и бросил его в лесу — пускай пропадает.
Действительно, чего нянчиться с домашним животным. Не нужен, надо избавиться!
Колобок
Тут вовсе безрадостное повествование. Рождается это персонаж, дабы быть принесенным в жертву – быть съеденным. Пытаясь избежать незавидной участи (он же живой! Он мыслит, чувствует, переживает, радуется жизни. Но кого это волнует?), колобок сбегает от бабушки с дедушкой. Но, как гласит народная мудрость, от судьбы не убежишь. Быть колобку съеденным, как ни выкручивайся, как ни убегай, судьба все равно настигнет.
Перейдем к басням.
Помните Крылова «Стрекоза и муравей»? А ведь вразрез шла мораль этой басни с другими общечеловеческими ценностями. Эдакий недобитый куркуль муравей обрекает легкомысленную стрекозу на гибель от холода, да еще и усмехается над ней («так поди же, попляши»). Никакого человеколюбия стрекозолюбия. Бесчеловечнее надо быть, и не прощать никого за ошибки. Даже за маленькие.
А скороговорки:
Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.
Действительно, чудные примеры для подражания внедряются в детскую психику.
Целый пласт детского творчества – это дразнилки. Очевидно для того, чтобы ребенок больше уважал окружающих и был терпимее к другим детям:
Петька - дурак, Курит табак, Спички ворует, Дома не ночует, Спит под забором, Зовут его вором.
Рыжий, рыжий, конопатый, убил дедушку лопатой!
Вовка -- морковка, соленый огурец, на полу валяется и никто его не ест!
Жирный, жирный, Поезд пассажирный!
Весело, правда?
А взрослые дяди усердно в этом помогают: Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек… (дразнилка для толстых).
Вы маленький ребенок с широко распахнутыми глазами, жадно впитываете окружающий мир. И как в сеансе гипноза Вам преподносят трансовое жуткое заклинание, наверно для того, чтобы Вы крепче спали и ничего не боялись в жизни:
Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придет серенький волчок, Он ухватит за бочок.
Вот и впитывает ребенок правду о жизни, вот и ложатся первые кирпичики в фундамент его дальнейшего поведения. Мы хотим, чтобы дети росли честными, сильными, умными. Только прорывается горькая правда о нашей жизни, о наших пороках. Даже в сказках.
|
Просмотров: 2477 |
Добавил: Musaget
|
|